igorolin (igorolin) wrote,
igorolin
igorolin

Загон - наша новая старая школа

После того, как на встрече с представителями ОНФ В.В.Путин предложил вернуть школьную форму, опрос 64 тысяч читателей на http://news.mail.ru/politics/10639134/ показал, что его идею, так или иначе, поддерживают 81% респондентов. Я лично голосовал против, но остался в ничтожном меньшинстве, чему был немало удивлён. Ещё большее изумление пришлось испытать, когда стал знакомиться с мнениями по данной теме на учительских форумах. Процент педагогов, выступающих за введение обязательной формы, оказался ничуть не меньшим.

Подростком мне приходилось бывать пастухом и наблюдать коров, которые, обнаружив проход в загоне, выбегали за изгородь и в экстазе свободы начинали дрыгать копытами, подпрыгивать, скакать будто лани. Так из прорех рушившейся советской школы возникло поколение учителей-новаторов, переставших видеть в ученике исключительно объект для формирования «сознательности» и дисциплины. Школа-загон опостылела всем к концу 80-х, и педагогические коллективы стали рождать идеи «школ сотрудничества», «школ радости» и т.п. Однако подобно сбежавшим коровам, что спустя определённое время возвращаются обратно в стадо, нынешнее взращенное модернизацией поколение педагогов затосковало по былому загону.

Вот говорит одна учительница: «У нас лицей. Про форму чётко сказано в Уставе школы. Проблем никаких. Директор каждый день сама присутствует при запуске учащихся и следит очень строго». Это отнюдь не оговорка. Во многие образовательные учреждения детей сегодня действительно запускают. Строгий цербер на входе с пристрастием проверяет соответствие внешнего вида ребёнка статусу какого-нибудь инновационного заведения. Удивляться тут нечего, в системе образования в отношении подчинённых давно утвердился термин «пропуск». Специалисты министерств пропускают начальников управлений, те, в свою очередь, пропускают директоров, директора пропускают учителей, а уж учителя запускают учеников. Пропущенные обучают запущенных, и назвать такое положение способствующим развитию человеческого достоинства язык не поворачивается.

Один из главных аргументов сторонников единообразия школьной одежды, что форма дисциплинирует. Правда, столь любимый ими «порядок» достигается подавлением, но это ничуть не смущает наставников подрастающей смены. Вот несколько характерных высказываний форменных активистов в учительских: «Дети против, мнения родителей разделились. Но образованные и думающие родители – за»; «Пока дети учатся в классном коллективе, они должны придерживаться единых требований. Если внутреннее эго родителей превыше общественного, пожалуйста, обучение на дому, там хоть в пижаме!»; «Форма нужна, а дети в своём возрасте не в состоянии объективно и разумно формировать в этом направлении свои взгляды».

Данная категория педагогов всегда готова к противостоянию с непослушными воспитанниками и их родителями. Форма вводится большинством голосов школьных советов с использованием административного ресурса, который мало чем отличается от своего собрата по выборам (не случайно учитель в избирательной комиссии у многих вызывает недоверие), после чего начинается вечная борьба за внешний вид, регулярные рейды представителей администрации на переменах и их внезапные броски на занятия.

Убеждают словами о равенстве – лживой ханжеской позой, где фиговый листок одинаковости стыдливо прикрывает реалии чудовищного социального расслоения. Да не скрыть его ни фартуками, ни жакетами, потому как дешёвый материал отличается от дорогого, потому что ещё есть портфели, мобильники, ноутбуки, поездки классом и подарки классной руководительнице.

Убеждают эстетикой. Мол, это хорошо и красиво. Наверное, есть эпизоды в жизни вроде «Последнего звонка», когда форма к лицу. Может, ещё на сцене в рамках отдельных мероприятий. Только, помню, у советских девчонок школьные платья к концу учебного года застирывались до дыр, и на них жалко было смотреть. Годами носить одно и то же – такое может понравиться лишь тёткам, непонятно как оказавшимся в школе и признающимся: «Как-то неуютно чувствовать себя среди пестрой толпы учащихся». Согласен с возражениями против топиков, мини-юбок и торчащих трусов как элементов школьной одежды, против демонстрации в образовательных учреждениях голых пупов, неважно учительских или ученических. Но и форма не есть лекарство от вульгарности, бескультурья или дурного вкуса.

Апофеозом же возврата к эпохе загона являются следующие признания педагогов: «Я только за школьную форму. Будь у учителей тоже форма, было бы еще краше»; «С удовольствием носила бы учительскую форму. Стильно, строго, никому не надо ничего демонстрировать, дети не ржут за спиной, коллеги не сравнивают». Да уж, представляю картину, когда российские учительницы, средний возраст которых сейчас составляет около 53 лет, наденут свою зелёную униформу и будут донашивать её, учитывая существующие оклады, до глубокой старости. В ней и умрут на учительском столе.

…Взрослые хотя бы могут выбирать: работу, школу. Дети выбирать не могут. Благодарен тем своим коллегам, которые чувствуют и не скрывают: «Наши ученики НЕНАВИДЯТ школьную форму. Сопротивляются всеми фибрами души и идут на открытый конфликт с учителями и родителями...». Свой первый опыт, когда имеющие власть упиваются ею и пытаются ломать через колено, дети получают именно в школе. И, похоже, опыт этот 80% детских душ вынести не в состоянии. Иначе откуда берутся все эти взрослые, что послушно шагают в загон?
Tags: школа, школьная форма
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments