igorolin (igorolin) wrote,
igorolin
igorolin

Как Никита Юрьевич на заседании правительства образованием хвастал

17 января 2013г. на заседании Правительства РФ, посвящённом вопросам образования, Д.А.Медведев и министры заслушали среди прочих губернатора Кировской области.

Белых отметил, что "по уровню среднего образования Кировская область является одним из лидеров Российской Федерации", что, по его мнению, подтверждается средним баллом ЕГЭ, количеством медалистов, количеством победителей и призёров олимпиад всероссийского и международного уровня. Соглашусь, это весомые достижения. Однако замечу, что уровень образования - это ещё степень удовлетворённости его качеством родителей, учащихся, педагогов. Не только тех, кто оказался в обласканных властями престижных учебных заведениях, но и в какой-нибудь школе номер ...надцать, в райцентре, сельской глубинке. Стобалльники и победители международных олимпиад, как правило, пополнят столичные вузы и никогда не вернутся в Кировскую область. А как быть с той огромной массой выпускников, что набирают на ЕГЭ 50-70 баллов, идут затем в инженеры и агрономы, на заводы и родину защищать, осваивают профессии медиков и поваров и просто хотят нормально жить в родном краю, создавать семьи, заботиться о родителях? Нравятся им условия, созданные для них в их деревнях, посёлках и рабочих окраинах? Разве удручающая оценка большинством педагогов нынешнего состояния школы - не фактор, который должен учитываться в проводимой политике? Но я уж забыл, когда нас (учителей и родителей) о чём-то спрашивали.

Среди наиболее значимых эффектов своего правления Белых называет существенное повышение заработной платы учителям: "Если в начале 2011 года в Кировской области (она) составляла чуть более 9 тыс. рублей, то по декабрю 2012 года эта цифра превысила 19 тыс. рублей". Правда, губернатор скромно опустил факт, что в декабре региональным правительством в обход закона о нормативном подушевом финансировании на материальное стимулирование педагогов каждому учреждению было выделено дополнительно примерно по 10% месячного ФОТ данной категории работников. Могут ведь, когда захотят! Впрочем, не буду иронизировать, тенденция роста зарплат, конечно, радует. Не совсем радуют отдельные источники этого повышения. Прежде всего, крайняя интенсификация труда. При окладе в 4700 (с 1 января 5300) учителя вынуждены вести по полторы-две ставки, классное руководство, выполнять множество дополнительных поручений - разрабатывать фолианты рабочих программ, быть воспитателями в насильственно насаждаемых пришкольных "оздоровительных лагерях" при отсутствии всякой базы, ремонтировать свои кабинеты и т.д. Чтобы получить надбавку, они вынуждены кувыркаться и плясать на различных конкурсах, идти на ухищрения ради добычи призовых мест. Кроме того, закон о нормативном финансировании предусматривает выделение средств как на оплату труда, так и на учебные расходы (учебники, компьютеры, мебель). Однако допускает свободное перераспределение средств с одной статьи на другую. Предполагаю, что изначально это было сделано с целью, чтобы "приговорённые" маленькие школы могли выплачивать хоть какую-то заработную плату, не допуская острых трудовых конфликтов, как бы самостоятельно (в действительности в безвыходном положении) лишая себя трат на наглядные пособия и современное оборудование. То был иезуитский способ избавления от неугодных - доведение до унизительной стадии нищеты, чтобы родители забрали чад и перевели, где получше, а сотрудники разбежались.

Частично правительству это удалось. Иначе не возникла бы упоминаемая губернатором как первостепенная проблема с педагогическими кадрами. В области - сотни вакансий, впереди - тысячи. Крокодиловыми слезами отдают слова Никиты Юрьевича: "Мы в рамках своих полномочий делаем всё, что в наших силах. Мы на уровне области выработали системный подход по привлечению в отрасль молодых специалистов...". Несколько поколений выпускников педагогического вуза просто не пришли в школу - туда, где людей гнобили мизерными зарплатами, несусветными требованиями, ничего не давая взамен. Не пришли на место тех, кто был брошен вместе с закрытыми сотнями школ. Не стали терпеливо выслушивать претензии о "плохо учат", имея лишь мел и тряпку да кучу никому неинтересных материальных и бытовых проблем. И при этом губернатор ещё пожаловался на засилье в школах пенсионеров. Да не будь этих советской закалки пенсионеров, в школах были бы пустынные коридоры. Нынче принял молодого специалиста. Девушка три месяца ездила за 40 километров с двумя пересадками, в пять утра вставала, в шесть вечера приезжала обратно, потом готовила уроки и проверяла тетради. Наконец, взмолилась: не могу. Жилье не купить, никто не сдаёт, служебного фонда нет. Нашли какой-то старый дом в полузаброшенной деревне, вокруг хлам, водопровод замёрз, печь дымит, поселили в тридцатиградусный мороз, первую ночь спала в шапке. А Белых - про помощь таким специалистам, про стипендии, про системный подход...

В своём репертуаре губернатор обозначил "главной проблемой" малокомплектные школы: "При необходимости полноценных школ в размере 120–140 у нас их 600: у нас 80% малокомплектных школ. У нас есть примеры, когда количество учителей в школе больше, чем количество учеников". Я ему всё прощаю, даже переименование Кирова в Вятку прощу, но не малокомплектные школы. Я видел школу, которую закрыла пожарная инспекция, и учителя вместе с родителями в августе без всякой помощи извне оборудовали её на 2-м этаже в здании детского сада. Ради своих двадцати пяти детей. После чего директора ещё судили за нарушение норм пожарной безопасности и дали штраф. Видел школу, на которой сохранилась табличка об открытии в 1942 году - в самый тяжёлый год Великой Отечественной. Ради детей, когда уверенности в победе-то не было. А закрыли при Никите Юрьевиче в год, когда пели о фантастическом плане "2020". Моя бабушка после полувековой работы в колхозе за трудодни получала от советской власти 12 рублей пенсии. Нынешнее содержание малокомплектных школ сравнимо с этой подачкой.

Впрочем, будучи склонным всюду видеть позитивное, я не мог не услышать: "...мы будем обеспечивать работу этих школ, пока в них будет потребность. Но необходимо поддерживать и соответствующее качество образования в сельских школах". Замолвил словечко о дошкольном и дополнительном образовании - тоже хорошо. И в целом не могу оспорить высказанную губернатором идею "создания новой модели системы образования, позволяющей каждому человеку получить качественное и доступное образование на любом уровне вне зависимости от состояния здоровья и места проживания". Всё так, лишь бы обещание прокатить с горки на санках не звучало тогда, когда нас в лето на телеге тащат через топкое болото.
Tags: Белых, Кировская область, школа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment