Хоть в этом руководителей муниципальных казенных организаций уравняли с федеральными. Конечно, первые самостоятельно не распоряжаются ни одной копейкой: бюджеты вверенных им организаций рассматривают и утверждают без них; проведение любого платежа осуществляется под зорким наблюдением централизованных бухгалтерий и финансовых управлений. Отсутствие своевременных ассигнований на элементарные нужды породили массовое явление, когда часть своей зарплаты руководители низового звена расходуют на нужды учреждений. Мои коллеги ходят в суд, как на работу, оплачивают по несколько штрафов в год после проверок надзорных инстанций, будто и в самом деле виноваты за нищету и ветхость, в которой прозябают. Однако подача деклараций, наверное, призвана повысить их значимость и скрасить тяготы существования.
В течение длительного времени в стране избранным категориям граждан повышались денежные выплаты с мотивом снизить коррупцию. Мол, больше будут получать, меньше будут брать. Громкие дела на местах вселяли надежду, что аналогичным путём начнут бороться с коррупцией в муниципальных заведениях. Так, вятские газеты писали, что директор сельского клуба утаила навар от дискотек - целую тысячу рублей, а глава сельского поселения, уплатив штраф за отсутствие пожарного водоема, незаконно возвратил себе потраченные средства из бюджета. Однако государственная стратегия, дойдя до садиков и библиотек, внезапно сменилась.
В апреле руководителели начнут штамповать декларации о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, проникаясь сознанием "жить не по лжи" и уважением к неподкупной строгости нашего государства. Заполнить им придется пять разделов с подразделами: количество жилых домов, квартир, дач, гаражей, земельных участков, автомобилей, водного, воздушного и иных видов транспорта, акций и иных ценных бумаг, счетов в банках… Ух, какой заслон поставлен коррупции! Куда уж теперь нам подняться до особняка ар-деко, забора ручной ковки итальянских мастеров и фасада, отделанного фресками с золотым покрытием. Впору печально вздыхать: «Нет, не купить мне новых штиблет...».
Ведь, к примеру, в нашем районе зарплаты заведующих детсадами колеблются в пределах от 8 до 14 тыс. рублей, директоров сельских школ – от 15 до 30 тыс., а зарплаты заведующих сельскими библиотеками и вовсе начинаются от 6 тыс. И без сведений о доходах, по мнению народных избранников, нас бы засосало болото вымогательства и мздоимства. Как же, бывало трясли с родителей на половичок в группу, на тарелку в столовую, с читателя - десятирублёвый взнос на читательский билет.
Вспоминается широкая кампания по борьбе с "теневой экономикой" в начале перестройки. Тогда все силы государства обрушились на старушек, торговавшими на рынках огурцами и сушеными грибами. В описанных здесь изменениях к закону "О противодействии коррупции" видится та же кампания под изданием № ...цать. Всё та же борьба с торговцами огурцами. Впрочем, в России найдётся немало тех, кто и таким доходам сумеет позавидовать.